Игра в кальмара: антиутопия по-корейски или ода человечности

«Игра в кальмара» — это художественная симуляция мира, основанного на игре. Данная действительность представляет собой замкнутое пространство (остров), которое находится в пределах окружающей человека среды. Однако принципы, которые легли в основу жизни на острове, позволяют отнести сериал «Игра в кальмара» к антиутопии. Перед нами мир не только основанный на игре, но и лишенный человечности. Привезенные на остров люди проходят жестокие испытания со смертельным исходом, коррелирующие с игровой моделью, живут под надзором и по расписанию. При этом вне игры «игроки» вынуждены существовать по «законам джунглей»: «каждый сам за себя», «убей или будешь убит» и т.д.  Симуляция антиутопического места отчасти роднит данный сериал с романом Уильяма Голдинга «Повелитель мух», в котором антиутопические черты проявляются также на отдельно взятом острове.

Человек в этом мире — скот, идущий на убой во имя развлечения богатых гостей.

 

Безусловно, изображение антиутопичной реальности невозможно без человека и его окружения, сакральная природа которых раскрывается под влиянием невыносимых условий жизни. Стоит отметить, что люди согласились на смертельную игру добровольно, разумеется, при наличии весомого денежного приза победителю. Этот аспект сгущает краски в не без того мрачной антиутопии. Однако подобная черта и отличает «Игру в кальмара» от похожих по структуре кинематографических предшественников: «Пила», «Голодные игры» и многие другие.

Каждый игрок проявляет себя по-разному перед лицом неизбежной смерти, а также в связи с интеграцией огромного финансового вознаграждения. Человек в этом мире — скот, идущий на убой во имя развлечения богатых гостей. Но автор сериала на этом не останавливается: он обезличивает героев, присваивая им номер вместо имени в рамках игрового процесса, приравнивает смерть всех игроков к потоку денежных средств, стремящихся в общую копилку. Обезличивание героев с помощью цифр отсылает зрителя к роману Замятина «Мы».

Правила «игры»

Игровая модель данной антиутопии — собственно игра в кальмара. Участники событий, преодолевая детские игры вкупе с Дамокловым мечом, как будто сами находятся внутри одной большой «кальмароподобной» системы. Сама игра в кальмара подразумевает две категории игроков: защитников и нападающих. Причем защитники обладают ощутимыми привилегиями в рамках игры, нежели нападающие. Нападающие перемещаются на одной ноге и должны войти на территорию защитников, тем самым завоевав право «стать двуногими». В свою очередь, защитники свободно перемещаются в своей «обители» на двух ногах. Фигуры, составляющие основу территории «власть имущих», изображены на масках надсмотрщиков, вершащих судьбы игроков (убийство, помилование и т.д.) У надсмотрщиков также есть своя иерархия: низшие — с кругом, рангом повыше — с треугольником, управляющий предыдущими двумя — с квадратом (он, в отличие от остальных, наделен правом разговаривать).

Игра в кальмара

Лица и характеры героев

Главный герой — Сон Ки Хун (игрок №456) — хронический неудачник, безработный, живущий в нищете. Он не приспособлен к жизни, глуповат. Сон Ки Хун крадет банковскую карту матери и ставит все имеющиеся там деньги в корейском варианте букмекерской конторы. Выигрывает огромную для него сумму, которую тут же у него крадут. Однако не только беспросветная жизнь заставляет персонажа стать частью игры. Он должен деньги мафии, будущий игрок не может самоутвердиться в качестве отца своей дочери, живущей у его бывшей жены. Но жертвовать своей жизнью под налетом этих факторов Ки Хун не намерен. Решающим обстоятельством является возможная смерть его матери, на операцию которой у корейца нет денег. Именно данный аспект становится важнее собственной жизни Ки Хуна.

Игра в кальмара

Есть и другие игроки с разнообразным ситуативным катализатором вступления в игровой процесс. И всех их объединяет отчаяние, порожденное социальным неравенством. При этом автор сериала нашел те ситуации, которые затрагивают струны души персонажей настолько, что их собственная жизнь отходит далеко на задний план. Чувственная составляющая персонажей проявляется так сильно, что существовать с ней оказывается невыносимо. Так невыносимо, что испытание смертью и удачей — единственный выход.

Катарсис как смысл сериала

У кого-то из игроков при осознании неизбежного свидания со смертью проявляется темная сторона его души. Некоторые игроки готовы обманывать, убивать, в целом, пойти на все, чтобы выжить и заработать деньги. Однако Сон Ки Хун находится в процессе катарсиса. Он осознает, что человечность является неотделимой частью жизни людей.

Ки Хун практически переживает толстовское воскрешение, духовно возвышаясь над грязью сериального мира.

 

Он, впоследствии применяя свой только что полученный опыт на практике, сам становится настоящим человеком. Ки Хун практически переживает толстовское воскрешение, духовно возвышаясь над грязью сериального мира. Финальная победа Ки Хуна в игре является провозглашением со стороны автора сериала верховенства жалости, сочувствия, доброты, осознания ценности жизни вне зависимости от социального происхождения — всего того, без чего обыденный мир может стать антиутопией. 

Победа «добра» еще не финал

Заключительная борьба с антагонистом, в ходе которой выясняется, что победит: добро или жестокость, не является кульминацией, а подается в качестве обыкновенного заключения, значимо ощущающегося на фоне событий сериала. Антагонист, как и главный герой, является «жертвой» катарсиса, так как не убил Ки Хуна, когда была возможность. Именно поэтому до конца не ясно, кто ведущий злодей. 

Таким образом, «Игра в кальмара» — интересное художественное произведение, занимающее заслуженное первое место в кинематографическом рейтинге 2021 года. Я бы советовал его посмотреть всем, так как этот сериал наглядно демонстрирует зрителю сущность понятия «человечность».

Игра в кальмара

Погружался в корейскую антиутопию: Руслан Любарский

Вдохновенно редактировала: Янина Черкасова-Мишина

Комментарии

Нет комметариев

Хочешь стать соавтором bilook.ru? Нажми на кнопку «Хочу стать автором» и мы опубликуем на сайте твой обзор на фильм, сериал или любимый мультфильм. От нас — полное оформление и редакторский контроль, плюс ссылка на твою любимую соцсеть. Заполни простую форму и твою статью прочитают тысячи человек по всей России.